Отправь письмо солидарности

27 ноября 2017 года приговором Алмалинского районного суда по уголовным делам, Шухрат Кабиров осуждён на шесть лет и восемь месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 174 («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») и пунктом 2 статьи 256 («Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций») уголовного кодекса.

Обвинения Кибирову предъявлены из-за нашидов (религиозных песен) на арабском и чеченском языках, опубликованных в социальной сети «ВКонтакте» в 2014 году с аккаунта пользователя «Алима Ахметова». При этом сам Кибиров не владеет ни арабским ни чеченским языком.

В октябре 2020 года Кибиров написал жалобу, в которой заявил об угрозах и издевательствах со стороны администрации учреждения, в котором он отбывает наказание и со стороны сотрудников правоохранительных органов. В дополнении к этому он был переведен в другую колонию, на север страны, подальше от дома.



ПИСЬМО СОЛИДАРНОСТИ

Президенту Республики Казахстан
г-ну К-Ж.К.Токаеву

Уважаемый господин президент,

Я (мы)очень обеспокоен (а, ны) ситуацией с отбыванием уголовного наказания заключенным Шухратом Кибировым.

27 ноября 2017 года приговором Алмалинского районного суда по уголовным делам, Шухрат Кабиров осуждён на шесть лет и восемь месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Его признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 174 («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») и пунктом 2 статьи 256 («Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций») уголовного кодекса.

Обвинения Кибирову предъявлены из-за нашидов (религиозных песен) на арабском и чеченском языках, опубликованных в социальной сети «ВКонтакте» в 2014 году с аккаунта пользователя «Алима Ахметова». При этом сам Кибиров не владеет ни арабским ни чеченским языком.

Вместе с тем, большое опасение вызывает преследования Кибирова в местах лишения свободы, которые совершались в целях создания препятствий для его условно-досрочного освобождения.

В октябре 2020 года Кибиров написал жалобу, в которой заявил об угрозах и издевательствах со стороны администрации учреждения, в котором он отбывает наказание и со стороны сотрудников правоохранительных органов. В дополнении к этому, его перевели в другую колонию, на север страны, подальше от дома.

В своей жалобе он написал: «Прошу вас винить в моей смерти сотрудников администрации учреждения ЛА-155/14 (пос. Заречный Алматинской области) и кураторов КНБ Алматинской области, так как жить в заключении постоянного страха от угроз и издевательств правоохранительных органов у меня нет сил».

Госдепартамент США представил ежегодный доклад «Религиозная свобода в мире в 2016 году». В докладе отмечают, что в Казахстане часто применяют для наказания статью уголовного кодекса «Возбуждение национальной и религиозной розни». Правоохранительные органы продолжают интерпретировать выражение религиозных взглядов в частных беседах, как превознесение одной религии над другими и используют это в качестве обоснования для обвинений в разжигании розни, говорится в докладе. Там же отмечается, что в стране продолжаются судебные процессы в отношении около 100 человек, обвиненных в разжигании религиозной и другой розни. В Казахстане продолжают арестовывать, задерживать и заключать в тюрьмы членов религиозных групп, подводя их высказывания как «возбуждение религиозной розни», говорится в докладе Госдепа США.

Дело Кибирова находится на контроле Комиссии США по международной религиозной свободе, которая отмечает, что его дело является примером произвольного преследования верующих.

Со слов адвоката Кибирова Галыма Нурпеисова «в его деле нет ни одного доказательства того, с какого телефона или компьютера и откуда были загружены нашиды. Кибирова можно было бы обвинить в пропаганде терроризма и экстремизма, если бы он перевел нашиды на арабском языке на русский или казахский языки и опубликовал их. Он изучал арабский язык лишь два месяца и не понимает его. Этот язык не используется в казахстанском обществе, и народ его не знает. Как юрист, я не считаю пропагандой напевы на арабском языке. Получается, его обвиняют в том, что он слушал песни на арабском языке».

Вместе с сомнительными «доказательствами» вины Кибирова, предъявленное обвинение также, показывает пробелы в работе соответствующих государственных органов, которые по сути, должны были не допускать «песен с содержанием призыва к терроризму» быть в общем доступе для граждан Казахстана. С ситуацией Кибирова мог бы столкнуться любой пользователь социальных сетей, так как данные песни были в общем доступе. К тому же, как утверждал адвокат Кибирова, не всякий казахстанец владеет арабским языком и сможет понять, о чем поется в песне. Мотивы и умысел для возбуждение религиозной розни, пропаганды терроризма или для публичных призывов к совершению акта терроризма у Кибирова явно отсутствовали – считает адвокат. К тому же в деле нет ни одного доказательства этому. В связи с этим построенная база доказательств его вины не убедительна.

В этой связи я (мы) считаю, что казахстанские власти должны положить конец репрессиям на религиозной почве. Я (мы) требуем, чтобы Шухрат Кибиров был немедленно освобожден, а преследования со стороны правоохранительных органов прекращены.

Настоятельно прошу (просим) Вас:

Обеспечить незамедлительное освобождение Шухрата Кибирова, поскольку он не совершал никакого уголовного преступления.

С уважением,